Лет пятнадцать мечтал встать на сноуборд. То компании не было, то горы
под боком. Встал. Теперь как снег идёт - башню начисто сносит,
ни о чём другом думать не могу. Ни мороз ни расстояния нипочём - еду
и катаюсь. Но как-то всё однообразно. Поехал в командировку по работе.
Метёт дует и мысли только о борде. Вспомнил как в детстве в ветер
брали кусок полиэтилена или картон привязывали к велику как парус.
Красиво не получалось, но тяга была. Всю голову сломал: "Как бы так
сделать этот парус для борда?". Приехал домой, залез в Интернет.
Оказалось "велосипед" давно до меня изобрели и имя ему - кайт. Вот
незадача дорого да и в Щегловске не найти. "А!!!" - думаю: "Где наша не
пропадала?! - Cам сделаю!" Начал выбирать конструкцию. Много в сети
перекопал. И все они какие-то сложные. То прецизионная точность нужна
в изготовлении (иначе не полетит), то баллоны диковинные из заморских
материалов (без серьёзного оборудования и браться не стоит). Более
других каркасные кайты мне понравились. Лобовое сопротивление мало,
форму не теряют, изготовить проще, но вот форма в виде птиц и
дельтапланов сложная. Много деталей каркаса нужно, геометрия
замысловатая. Думал. Долго думал. И придумал. Проще некуда - круг!!!
Круглое крыло давно известно, а чтобы в кайт его употребить нигде
не встречал. Начал шить, экспериментировать и вот какая штука
получилась:
Рисунок 1. Кайт каркасный круглый и система управления.
Для простоты восприятия системы безопасности не отображены!!!
На рисунке 1 приведены эскиз кайта и принципиальная схема системы
управления. Купол 1 и киль 10 кайта изготовлены из воздухонепроницаемой
ткани имеют форму правильного многоугольника при изготовлении из единого
куска материи. Для больших размеров кайта купол изготавливается из
сегментов треугольной формы вершины которых стыкуются в центре и в
каждой из петель 3. Для лучшего аэродинамического качества купола
вместо треугольников следует использовать сегменты с выпуклыми длинными
сторонами что приблизит конструкцию к идеальной сферической форме.
Однако, увлекаться не стоит. Если форма купола будет стремиться к
полусфере - получится парашют. Напротив, для улучшения характеристик
именно кайтовых, форма купола должна стремиться к плоскости. Сферическая
форма призвана лишь для того чтобы устранить провисания материала
присутствующие при изготовлении купола из плоского куска материи.
Каркасы 2 и 11 продеваются в петли 3. Для изготовления каркасов я
использую стеклопластиковую арматуру (доступно дёшево и сердито).
Позиции 3 и 4 изготовлены из армирующей ленты. Чем меньше растягиваются
стропы 5, 6, 7, 8, 9 под нагрузкой тем лучше управляемость кайта.
Длинны строп обвязки купола 9 настраиваются экспериментально таким
образом чтобы их общая точка в полётном состоянии находилась в плоскости
киля и немного впереди относительно цента купола. Киль 10 обеспечивает
ориентирование кайта против ветра. Крестовина 12 изготовлена из двух
спаянных под прямым углом трубок. Она замыкает собой каркасы 2 и 11,
фиксируя их взаимное перпендикулярное положение. Позиции 13 - 15
общеизвестные конструкции. Для поворота кайта в сторону необходимо
потянуть планку на себя за соответствующий край. Боковой угол атаки
уменьшается и кайт сваливается набок. В это же время киль заставляет
кайт повернуться на встречу набегающему потоку воздуха. Особенность
управления кайтом заключается в том что стропа 8 перекинута через блок
14 и прикреплена к планке 13. При перемещении планки на себя стропа 8
ослабляется, а стропы 5 и 7 натягиваются, что приводит к увеличению угла
атаки кайта, и следовательно, увеличению тяги и наоборот. Уникально то,
что для изменения угла атаки используется только основное управление,
а не дополнительные ухищрения! Система depower также замещается
основным управлением - при отталкивании планки от себя можно резко
уменьшить тягу. При длительном удержании планки в этом положении кайт
пересечёт верхнюю границу ветрового окна и упадёт на землю. За счёт
отрицательного угла атаки (когда передняя кромка купола и нижняя часть
киля лежат на земле) кайт будет надёжно прижат ветром к земле.